На шоу «Что и требовалось доказать» оценили сканеры в аэропорту
11 октября вышел четвёртый выпуск детского ток-шоу «Что и требовалось доказать» (#ЧТДети) от сети Информационных центров по атомной энергии (ИЦАЭ).
В этот раз ведущий шоу Платон Кливакин из Новосибирска разбирался с тем, что такое детекторы. В современном мире досмотровые системы установлены в аэропортах, на вокзалах и даже в торговых центрах. Везде ли детекторы и сканеры работают одинаково, как они влияют на людей и вещи, которые просвечиваются на сканерах? Что такое мюонный годоскоп и Большой адронный коллайдер? Юному ведущему помогал разобраться во всех этих вопросах Егор Задеба, кандидат физико-математических наук, доцент НИЯУ МИФИ.
Егор объяснил Платону, что детекторы, которые просвечивают вещи во время путешествий (в аэропорту или на вокзале), совершенно безопасны для них. Они необходимы прежде всего для того, чтобы человек по незнанию не пронёс с собой в самолёт что-то опасное.
Так, например, в одном крупном аэропорту за год сотрудники с помощью сканеров и досмотровых систем предотвратили пронос в самолёт более 20 000 опасных предметов. Принцип их действия похож на работу рентгеновского аппарата, а чтобы излучение не выходило наружу, на входе и выходе в досмотровую камеру висят освинцованные ленты.
Егор Задеба также рассказал про мюонный годоскоп УРАГАН (Установку для РАспознавания Грозовых АНомалий), на котором он сам проводит исследования. «Мюоны — это элементарные частицы, которые возникают в результате взаимодействия космических частиц (протонов и ядер) с атмосферой Земли. Пролетая через атмосферу, мюоны теряют энергию, и, соответственно, их поток изменяется. Годоскоп позволяет отслеживать траектории мюонов в атмосфере и предсказывать, к примеру, турбулентность».
Оказалось, что Большой адронный коллайдер, по сути, большой детектор и что в природе детекторы тоже существуют.