Россия, Томск, Советский район
В нашей стране за время Российской империи было построено огромное количество железнодорожных мостов, и большинство из них сохранилось до наших дней. Один из таких мостов – железнодорожный мост через реку Ушайка. В 1891 году началось строительство Транссибирской магистрали – самой длинной железной дороги в мире, которая в буквальном смысле связала Россию от Москвы до Владивостока. Изначально Транссиб должен был пройти и через Томск, но купцы, справедливо опасающиеся за то, что строительство железной дороги приведет к кризису их деятельности (главным образом – поставка товаров по Московскому и Иркутскому трактам), возразили и высказали недовольство. Поскольку они имели вес в городе в том числе и политический, было принято решение о том, что Транссиб обогнет Томск. Но как ни крути железнодорожный транспорт в разы ускорял обмен товарами в стране, поэтому было принято решение проложить железнодорожную ветку от Транссиба к Томску. Одной из таких связующих веток стал железнодорожный мост через реку Ушайку. Мост был построен в 1895 году, а модернизирован в 1989 году (реконструкция была вызвана увеличением нагрузок на мост). Поговорим о природных условиях в районе моста, поскольку они являются важным фактором при строительстве. Река Ушайка протекает с востока на запад по таёжной местности, покрытой лиственным лесом; течение реки тихое, русло её во многих местах заросло камышами; летом река сильно мелеет, и нередко можно перейти с одного её берега на другой не замочив ног. Весной же, во время разливов, Ушайка становится гораздо шире, питаясь далеко идущими источниками. В Томск Ушайка вливается узенькой полоской и, разделивши город на две части, впадает в Томь около базарного моста. Линия Томской ветви пересекает Ушайку на 76 версте железным мостом отвом. 20 с. с ездою по верху. Пролётные части моста состоят из 2 ферм треугольной системы с верхними прямолинейными и нижними параболическими поясами; каждая ферма удалена одна от другого на 8 футов; фермы соединены между собой вертикальными связками в плоскости стоек и плоскостей обоих поясов — горизонт. Проезжая часть состоит из деревянных поперечин, рельсов, охранных брусьев, настила и перил. Сейчас мост однопролетный, из металлических ферм, опоры выложены из камня. Собственником моста является РЖД. Железнодорожный мост через Ушайку можно увидеть на некоторых имперских открытках периода 1900-1917 годов, а также в альбоме «Великий путь. Виды Сибири и ея железных дорог»